"ОДА"

Д. Э. А л е ш к о, Н. Г. К а р н а к о в а

ГЛЯДЯ ИЗ ЛОНДОНА

 

Адекватное понимание и интерпретация имеющегося описательного материала, фиксирующего состояние финансово - экономического положения города $, невозможно без его наложения на общую конфигурацию процессов на территории страны, предыстории ее теперешнего состояния, в том числе с учетом региональной специфики.

 Проведение данной работы имеет основание в том, что одни и те же экономические, социально - политические и др. категории и показатели, будучи наложены на различные действительности социального устройства (каковыми являются евро-американская и российская), приобретают весьма различный смысл и употребление.

 

С некоторыми упрощениями можно констатировать, что в современной европейской практике административно - властные структуры выступают органом, выбираемым и нанимаемым населением для исполнения определенных функций: сбор налогов, распределение их по потребителям (пенсии, образование и медицина, содержание армии и полиции, муниципальных инженерных сетей и т.п.).

Формально можно также было бы принять, что и в России имеет место точно такое же функциональное устройство - поскольку основные нормативные документы (Конституция РФ и др.) допускают такое толкование. Однако на практике имеет место иное употребление нормативных актов. Реально осуществляемые деятельности соотносятся с декларируемыми нормами иным способом, нежели это имеет место в современной Европе и США. Именно данное обстоятельство выступило главной причиной сокращения инвестиционного энтузиазма европейского и американского бизнеса, имевшего место в отношении РФ в первые годы реформ: первые попытки инвесторов действовать по евро-американским схемам в России не были успешными.

 

Структура анализа: последовательное обобщенное описание фрагментов национальной истории; выделение значимых элементов, тенденций; локализация и конкретизация; практические следствия.

Способ анализа: содержательно - генетический.

 

1.   Достаточным начальным моментом для последующего анализа является период последних нескольких десятилетий существования Российской Империи, где значимыми элементами выступают следующие:

n    Наличие практически непроницаемых сословных барьеров - прежде всего в высших слоях власти - обеспечивает устойчивость воспроизводства персоны императора как системообразующей единицы государственного устройства.

n    Исторически сложившийся (традиционный) механизм воспроизводства властных структур через специальные средства воспитания и обучения.

n    Империя обладает весьма большим человеческим ресурсом, в основной своей массе малограмотным, непригодным для применения в сложных технических и социокультурных системах (военных, производственных, экономических и др.), являющимся резервом для компенсации просчетов управления, покрытия ущерба от различных управленческих импровизаций и т.д.

1.1. Обобщение.

Общая структурная схема функционирования империи : подданные производят совокупный продукт, собственником его выступает Власть (Император является центральным лицом и символом власти). Распределение совокупного продукта Власть осуществляет по своему усмотрению, т.е. так, чтобы при этом подданные были по возможности полностью зависимы от Власти, ее милости и численно воспроизводились. Механизмом, позволяющим присваивать и далее распределять совокупный продукт, является крепостное право. С его отменой данная схема функционирования постепенно теряла силу, что привело к отрешению Императора от престола, короткому периоду междувластия (Временное правительство), а затем к установлению режима Большевизма.

1.2. Следствия.

В целом в империи имела место система феодального хозяйствования, но никак не экономики, несмотря на то, что в наличии были министерство финансов, банки, денежные купюры, товарно-денежный обмен. Специфика ее, состоящая в применении механизмов изъятия и перераспределения совокупного продукта на основе волевых решений Власти, не допускает осуществления собственно экономических действий, как требующих неукоснительного исполнения Закона (как конвенционального соглашения) применительно к любым лицам и действиям.

Во взаимодействии с внешними (зарубежными) партнерами данная схема функционирования империи не имела существенного значения, т.к. она (империя) имела возможность вести расчеты металлическим золотом, а также некоторыми другими активами (бриллианты и проч.), имевшими в тот период очень высокую ликвидность. Поддержание же значительных запасов активов достаточно долго обеспечивалось эксплуатацией избыточного трудового ресурса страны даже при сколь угодно низкой эффективности этого труда.

 

2.   Принципиально существенными в рамках анализа являются минимум три периода трансформации режима Советской Власти в России, значимыми элементами анализа являются следующие:

n    В первый период (ориентировочно: 1924 - 1953гг.) произведено переобозначение прежних функциональных единиц (Император, Религия и др. на: Генеральный Секретарь, Диалектический материализм...) при сохранении общей схемы функционирования (Распределитель).

n    Центральным лицом, сосредоточившим всю полноту власти, выступает Генеральный Секретарь, все остальные лица и население являются только частичными исполнителями (с различной зоной компетенции). Власть имеет механизм присвоения и распределения ВНП.

n    Инструментом организации/принуждения (подчинения) выступают идеологическая машина пропаганды в сочетании с карательно-силовыми структурами, обеспечивающими режим энтузиазма, тотального страха и беспрекословного подчинения.

n    Значительная избыточность людского ресурса страны (по отношению к достаточному для хозяйственного воспроизводства) компенсируется непрерывным строительством, освоением свободных (бросовых) территорий, производством низкокачественной техники, материалов, содержанием огромной армии и обслуживающих ее производств, массовыми карательно-организационными манипуляциями и проч. - мобилизация и расходование ресурсов (прежде всего людских) производится по усмотрению Власти, подчинено цели ее (власти) воспроизводства и не обусловлено какой - либо экономической или другой целесообразностью.

n    Ликвидация сословных барьеров в ходе революции 1917 года и дальнейших реформ привела одновременно и к ликвидации механизма наследственного воспроизводства власти. Его замещение другими механизмами не было произведено, что определило начало распада тоталитарного режима сразу же после смерти Генерального Секретаря (т.е. И.В. Сталина) - в виду отсутствия достаточно подготовленного преемника.

2.1. Обобщение.

Устойчивость функционирования данной схемы организации обеспечивается сочетанием режима тотального подчинения с огромными резервами людского ресурса при крайне низком уровне жизненных стандартов населения.

Острая заинтересованность Власти в доступе к устойчивой (высоколиквидной) валюте определяется корыстными интересами самой Власти (для собственного употребления), необходимостью проводить различные внешнеполитические акции (разведка, содержание партий и движений, подкуп и проч.), вынужденностью приобретения современных материалов, образцов техники, приборов и т.п. - для обеспечения особо важных разработок военного назначения и др.

Введение политических ограничений на взаимодействие с СССР, осуществленное многими странами Запада, затрудняет товарно - валютный обмен, вынуждает СССР продавать свои продукты по демпинговым ценам.

2.2. Следствия.

Режим функционирования Распределителя (т.е. модернизированного феодального хозяйствования) в СССР не допускает формирования собственно экономической действительности (см. п.1.2.), т.к. выпуск купюр и других бумаг и любые операции с ними находятся полностью под контролем Власти, назначающей правила действия с ними произвольно, т.е. без гарантированных обязательств со своей стороны. Во взаимодействии с внешними партнерами данное обстоятельство не столь существенно, поскольку государство неукоснительно ведет расчеты частично в твердой валюте, но в большей мере натуральными товарами (в основном сырьевого типа : зерно, лес, хлопок, нефть, металлы и проч.).

 

3.   Второй период трансформации хозяйственно - политической структуры СССР - ориентировочно от середины 50-х до второй половины 80-х годов. Значимыми элементами структуры выступают следующие:

n    Деперсонификация власти между высшими чиновниками, каждый из которых не обладает как абсолютной полнотой власти, так и логическими средствами удержания Распределителя как единого целого (и, соответственно, адекватного управления его функционированием). Фигура Генерального Секретаря выступает в функции распорядителя власти, лишь символизируя полноту власти.

n    Снятие режима тотального террора, как опасного для физического существования чиновников внутри самих властных структур, с одновременным проведением политических амнистий - т.е. радикальное ослабление данного режима в отношении населения.

n    Как следствие - постепенное снижение подчиняемости исполнителей, вынуждающее Власть повышать долю ВНП, распределяемую исполнителям, как условие воспроизводства схемы подчинения.

n    Растущие масштабы всеобщего бесконтрольного присвоения государственного имущества (хищений, воровства) в сочетании с падением объемов производства, включая и необходимую компоненту ВНП.

n    Компенсация растущего дефицита товарного распределения зарубежными поставками через наращивание сырьевого экспорта, особенно начиная с середины 70-х годов за счет пуска в промышленную эксплуатацию нефтегазовых месторождений Западной Сибири.

n    Претензия на мировое военное доминирование и связанное с ней наращивание размеров ВПК (и соответствующих расходов) при одновременном снижении его дееспособности.

n    Последовательная деградация механизмов пропаганды - идеологической обработки массового сознания.

n    Постепенное распространение обмена товарами и услугами помимо нормированных каналов Распределителя (теневая экономика).

3.1. Обобщение.

Налицо процесс постепенной деградации схемы Распределителя, связанный с невоспроизводимостью режима террора и единовластия. При этом тотальность распределителя (как контроля над деятельностями) сохраняется. Дефицит производства необходимого продукта в растущей мере восполняется его импортом, основанным на продаже сырьевых ресурсов по демпинговым ценам. Действия как Власти, так и населения во всех сферах приобретают во все большей мере взаимный фиктивно - демонстративный характер.

Современные европейские и американские стандарты качества жизни (благосостояние, защищенность, свобода выбора и т.п.) не обеспечиваются применением механизмов феодального хозяйствования, что создает условия для критики и деградации феодальных механизмов.

3.2. Следствия.

Экономическая действительность по-прежнему отсутствует, несмотря на употребление денежных знаков и проч. арибутики. Финансовое планирование выполняет преимущественно декоративную функцию, т.к. фактически практикуются волюнтаристские решения (нормой является превышение сметных расходов на строительство объектов - иногда в несколько раз, незавершенное строительство и т.п., что аннулирует миф о плановости хозяйства).

К концу периода властные структуры высшего звена начинают осознавать (и убеждаются на практике), что их собственное воспроизводство вполне обеспечивается сырьевым экспортом (прежде всего нефтегазовым), т.е. население перестает выполнять функцию необходимого ресурса властвования (оно становится избыточным).

Для зарубежных инвесторов страна остается по-прежнему закрытой, реализация нескольких крупных проектов (типа АвтоВАЗа, Газ - трубы, приобретение ряда заводов под ключ, т.е. включая монтаж и запуск с использованием иностранной рабочей силы) ведется исключительно в режиме одиночных сделок, внешние расчеты ведутся либо валютными массами, либо продукцией заводов после их пуска, либо натуральными (сырьевыми) продуктами.

 

4.         Третий период трансформации режима Советской власти в России надлежит датировать периодом с 1985 г. по настоящее время (но не 1990/91/93 г.г., что не вполне корректно, т.к. переименование прежних оргструктур и смена списка действующих лиц не обязательно меняет принципиальные схемы функционирования. Существенными элементами анализа являются следующие :

n    Замещение производства его имитацией, а далее массовая ликвидация самих производств.

n    Хронический и растущий дефицит распределяемого необходимого продукта, получаемого в обмен на экспорт сырья.

n    Разложение ВПК и армии в обмен на валютные инъекции МВФ и др. финансовых структур Запада и на снятие режима эмбарго в отношении СССР (как попытки сокращения валютного дефицита).

n    Утрата центральной властью неукоснительной подчиняемости регионов, что в сочетании с ограниченными возможностями распределения совокупного продукта (либо непосредственно валюты) привело к административной деструкции государства, продолжающейся и поныне в скрытых формах более локально.

n    Отмена государственной монополии на внешние торговые связи, открытие доступа за границу любым организованностям и частным лицам, введение завышенных таможенных тарифов как механизма изъятия валютных поступлений.

n    Фиктивное декларирование свободы самодеятельного бизнеса для любых структур и населения одновременно с введением формального налогового законодательства, делающего полностью легальный бизнес экономически невозможным.

n    Вымогательство и взятки, протекционизм как массовая форма взаиморасчетов между различными властными структурами и их с населением.

n    Полная утрата населением доверия к национальным денежным знакам и скупка устойчивой (ликвидной) валюты, как единственный путь страхования себя от продолжающихся и ожидаемых насильственных изъятий со стороны Распределителя, как для текущих расчетов, так и для страхового запаса (без пользования банковскими услугами - в части сохранения средств, т.к. уровень доверия к ним крайне невысок).

4.1. Обобщение.

            Налицо неспособность феодально организованного сознания к каким - либо практическим действиям (а не их демонстрациям, т.е. имитациям) - независимо от того, носителями данного типа сознания является рядовое население, либо представители властных структур. Компенсаторным средством, маскирующим содержательно - деятельностную импотенцию режима выступает риторика, опирающаяся на разрушение смысловых и грамматических структур языка.

Господство/властвование - как неограниченное паразитическое присвоение - продолжает выступать ведущей ценностью феодального сознания, рефлексивная критика и смена ориентаций им не допускается, даже в ситуациях угрозы физическому существованию индивида.

Формальное допущение Властью экономической действительности в стране введено как попытка изыскания потенциального ресурса для пролонгации существования Распределителя за счет валютно-денежных изъятий из предполагаемых бизнес - структур. При этом введенное налогообложение перекрывает возможности разворачивания самостоятельного полностью легального бизнеса, что одновременно удерживает население от массового выхода из схемы Распределителя. Данная диспозиция провоцирует повсеместное возникновение бизнес - структур (преимущественно торгово-посреднического профиля), функционирующих в полулегальном режиме, так или иначе связанных с уголовным миром, широко практикующих взятки, подкуп, силовое давление, вымогательство.

Управляемость (подчиняемость) территорий страны падает с ростом дефицита продукта распределения. По той же причине последовательно снимаются с довольствия некоторые единицы властвования как периферийные, так и наиболее ресурсопотребляющие: региональные и местные органы Власти уже в значительной мере вошли в этот список.

4.2. Следствия 1

            Неизменяемость принципов функционирования феодального хозяйствования (Распределителя) и неукоснительность его воспроизводства вплоть до полного исчерпания ресурсов распределения позволяет определить также наиболее вероятный сценарий процессов ближайшего будущего.

n    Режим массового террора, как стартовый при реставрации Распределителя (обеспечивающий тотальные изъятия и подчиняемость) к настоящему времени не имеет ресурса обеспечения - как идеологического, так и товарного. Данная интенция, постоянно представленная в массовом сознании (включая Власть), представляет собой миф, не имеющий связи с реальным положением дел.

n    Ликвидация собственного производства и замена его фиктивно - демонстративными формами приводит к последовательной и неукоснительной распродаже ресурсов, обладающих ликвидностью (т.е. прежде всего природно-сырьевых), технологизированным системам производства и бизнеса Запада в обмен на продукты распределения (включая твердую валюту). Осуществлен переход в полностью паразитический режим.

n    Рост дефицитности такого бюджета вынуждает Власть изыскивать новые резервы обмена. Обострение ситуации дефицитности следует ожидать начиная с 2000-го года, когда наступают сроки выплат внешнего долга по государственным займам. В настоящее время практически единственным резервом (одновременно и ресурсом обмена) представляется сама территория страны, обладающая неравномерной потенциальной ликвидностью.

4.3. Следствия 2.     

Формально осуществленная проницаемость границ для зарубежных инвесторов не означает одновременно создания условий разворачивания бизнеса, понимаемого в современных нормах Европы и Америки.

            Рамки имеющегося национального законодательства и продолжающаяся политика ограничения свободы деятельности (как в части налогообложения, так и в отношении приобретения полноты прав распоряжения землей) делает инвестиционную деятельность весьма уязвимой, если она не обеспечена средствами политического и финансово - экономического давления на национальные властные структуры.

Возможность инвестирования бизнеса на территориях России принципиально существует, однако властные структуры сохраняют  интенцию на бесконтрольное расходование средств и ресурсов в схемах Распределителя (государственная риторика по этому поводу не меняет существа дела).

 

5.         Регионально-местный уровень (в том числе и муниципальный) функционирования схемы феодального хозяйствования (Распределителя) не является предметом анализа вплоть до периода приобретения им возможности самостоятельного политического, экономического и др. действия (хотя бы в усеченных формах). До начала 90-х годов действия властных структур на местах полностью определялись директивами из Центра, некоторая самостоятельность допускалась в выборе тактических приемов властвования в соответствии со спецификой места (национальной, производственной, географической и т.п.).

            Резкое сокращение централизованного финансово-товарного обеспечения явилось основанием для суверенизации территорий, однако при этом сами схемы функционирования продолжают воспроизводиться - в усеченном виде, в миниатюре.

            Существенными элементами анализа являются:

n    Отсутствие полноты власти региональных административных органов в отношении подчиненных им структур в связи с неполным их обеспечением из ресурсных источников, что провоцирует неполное, неточное, несвоевременное исполнение властных директив.

n    Отсутствие полноты власти в отношении населения по тем же причинам, замена практических действий по реформированию и организации жизнедеятельности территорий риторикой.

n    Отсутствие полноты власти в отношении самодеятельных единиц - индивидуального и организованного бизнеса - в связи с отсутствием силовых средств, обеспечивающих неукоснительность давления - как в части полноты изъятия налогов, так и в отношении подчиняемости.

n    Отсутствие реального контроля над деятельностью организованных криминальных структур и эффективных средств ее пресечения, а также явления сращивания властных и криминальных структур.

n    Повсеместное широкое распространение теневого и частично - теневого торгово-посреднического бизнеса.

n    Появление и распространение надомных и цеховых кустарных производств и услуг, в том числе и с применением импортных технических средств и технологий - преимущественно в регионах, имеющих традиции сложных производств (в первую очередь ВПК).

n    Массовое распространение вымогательства среди служащих (в т.ч. чиновничества, преподавателей, мед. персонала и др.), как компенсация низкого обеспечения жалованием.

n    Режим обостренного противостояния (взаимного вымогательства) Власть - население в регионах, имеющих традицию гарантированного Распределителем обеспечения за тяжелую, опасную и низкоквалифицированную работу (шахтеры), в дотируемых прежде районах рискованного земледелия (Красный пояс - вокруг Москвы) и др.

n    Проведение культурно - образовательной политики, разработанной на федеральном уровне с использованием рекомендаций зарубежных организаций, ориентированной на резкое снижение культурно - образовательного и профессионального уровня населения.

5.1.      Обобщение.

            Выделенные элементы ситуации регионально-местного уровня являются демонстративными эмпирическими следствиями неспособности властных структур на местах создавать и реализовывать программы практической организации жизнедеятельности территорий.

            В свою очередь, данная неспособность опирается на соответствующие структуры сознания, ориентированные на паразитарность индивидного бытия, обеспечиваемую средствами властвования (т.е. насильственное изъятие продукта, его присвоение и произвольное распределение).

5.2.      Следствия.

            Эпизодическая инициатива населения по самостоятельной организации производственных циклов реализуется как правило в теневом, полулегальном режиме.

            Организация самостоятельного независимого легального бизнеса на территориях возможна при наличии средств давления (юридических, дипломатических, силовых, протекционистских и др.) в отношении пресечения амбиций территориальных властных структур. Это может рассматриваться как составная часть бизнес-планов при рассмотрении вопросов возможного инвестирования территорий зарубежными финансовыми структурами.

 

6.         Социокультурная и хозяйственно - экономическая ситуация, сложившаяся в г. $, должна рассматриваться в контексте общенациональной и региональной ситуации. Помимо этого территория имеет некоторые специфические особенности:

n    Значительный объем налоговых поступлений (сравнительно с другими регионами) до последнего времени обеспечивал практически беспрепятственное расходование средств на обеспечение муниципального административного аппарата, служб городского хозяйства, служащих (образование, медицина, культурно - досуговые организации, средства массовой информации и т.п.).

n    За все время существования города на его территории не было организовано никаких производств, имеющих самостоятельное значение не только в рамках страны, но и прилежащих территорий (многочисленные службы и организации ориентированы исключительно на обслуживание средств нефтедобычи, теплоэнергетических блоков и т.п., а также на обслуживание населения города и его учреждений).

n    Специфика населения: взрослое население в силу предыстории формирования города практически полностью является приезжим из различных регионов страны; в значительной мере сохраняется установка массового сознания на использование территории как средства обогащения с последующим переселением в местности с более благоприятным климатом, более безопасные, и т.д. (идеология временщика), что определяет сугубо потребительское отношение к территории города; средний уровень профессионализма исполнителей существенно ниже, чем в производственно - технических и культурно освоенных регионах страны; установившаяся (уже традиционная) претензия населения на высокий уровень денежного потребления (в силу применения политики материально - денежного стимулирования), в 1,5 - 2 раза выше, чем в среднем по стране.

n    Городская социокультура специфична повышенной интенсивностью разрушения смысловой и грамматической структуры языка (как характеристика субкультурности города).

6.1. Обобщения.

            Приоритетное положение города с самого начала его создания, обусловленное добычей стратегически значимого для Власти продукта, определило повышенный уровень его государственной финансово - политической поддержки и стабильный относительно высокий уровень потребления. По этой же причине процессы административно - политической и экономической деструкции, представленные повсеместно в стране в настоящее время, на территории города выражены существенно слабее и с запаздыванием.

            Растущая дефицитность муниципального бюджета в течение 1,5 - 2 последних лет вынуждает изыскивать дополнительные источники ресурса распределения, что в рамках применяемых схем организации и функционирования практически невозможно. Данное положение обостряется воспроизводящейся традицией повышенной паразитарности социокультуры города (как соотношения массового низкого профессионализма и претензий на высокий уровень потребления, что вынуждает пользоваться временно импортируемой рабочей силой).

            Сколько-нибудь значимых программ по практическому преобразованию социокультуры города в формы, пригодные для производственно - технологического использования людского ресурса или бизнеса (в современном мировом понимании) до настоящего времени не создано и не реализовано.

 

Итоги анализа.

            Полученные результаты позволяют однозначно констатировать :

n    Распад централизованной схемы феодального хозяйствования (империи, Распределителя) без необходимых ресурсов ее реставрации в прежних формах, вытеснение самостоятельного производства ВНП паразитическими формами его получения.

n    Образование многочисленных локусов воспроизводства данной схемы на всех территориях страны.

n    Постепенное неукоснительное сокращение ресурсообеспечения Распределителя на всех уровнях, сокращение списка ликвидных резервов поддержания режима распределения вплоть до территории страны, как географического объекта.

n    Неукоснительное недопущение легальных форм деятельности по иным схемам, нежели традиционные (т.е. вырожденных в не - деятельности).

n    Неспособность структур сознания феодально - религиозного типа (как населения, так и особенно - Власти) к критике, содержательному анализу структуры собственной деятельности, построению и реализации иных схем деятельности (технологических и др.).

 

            Глубинным сущностным процессом, определяющим выделенные явления, является разрушение смысловой и грамматической структуры языка с соответствующими последствиями в его логических схемах и употреблении.

               

"ОДА"